Главная Мой сайт Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 10.05.2024, 00:03
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Апрель » 15 » Физика и лирика Игоря Минервина
15:24
 

Физика и лирика Игоря Минервина

Первый проректор первого сахалинского университета Игорь МИНЕРВИН говорит, что в детстве его кумиром был паяльник. И нравился ему он за исключительную возможность проявить изобретательский талант – свой первый усилитель для радиоприемника смастерил в восемь лет. Об умении делать вещи, которые могут заинтересовать всех вокруг без исключения, вещи, талантливо продуманные, вобравшие в себя энергию, мысль и мастерство своего создателя пойдет наш разговор.

Будущий создатель спектрометра высокого разрешения на базе перестраиваемого субмиллиметрового лазера с оптической накачкой родился в 1957 году в селе Стародубское Сахалинской области. Уже в детстве Игорь Минервин показал свой упрямый характер, равно как и недюжинные инженерские способности: в шесть лет собственноручно смастерил модель большого корабля из жести. А еще он пишет стихи.

- Игорь Георгиевич, Ваш дом наверняка напоминал мастерскую?

Игорь Минервин: Как обо мне говорили в деревне – «родился с паяльником» (смеется). Сколько себя помню, я всегда что-нибудь мастерил: паял, сверлил, строгал. Провода скручивал, в розетку вставлял, током частенько било. Мама всегда говорила: «Он током стукнутый, поэтому такой умный» (смеется). Все игрушки делал для себя и сестры сам. Но две игрушки – подарок родителей, я запомнил на всю жизнь: луноход и железная дорога. По тем временам — целое богатство! Луноход был пластмассовый, помню его каждую деталь, даже могу его сейчас нарисовать. Понятно, что вся деревня играла этим луноходом, и все детали ломались быстро. Так я научился его ремонтировать: специальный клей изобрел, чтобы лампочки не отваливались. А поезда у меня по двору курсировали, весь двор был в самодельных рельсах из медных проволочек, дощечек… Этими игрушками я очень дорожил.

- И какими были Ваши первые игрушки?

Первые игрушки были связаны с желанием слушать музыку и интересом к радиотехнике. Мне всегда хотелось все делать самому, изучить и, главное, понять – почему? Помогали журналы «Юный техник», «Моделист-конструктор», и в первом классе смастерил детекторный приемник – так сколько было радости! А лет в восемь собрал усилитель для него: большой, можно сказать огромный динамик соорудил. Я его на крышу поставил, тазик большой такой, в тазике диффузор сделал – и по всей деревне песни слышны были (смеется). Старые люди в Стародубском об этом до сих пор вспоминают.

Потом, лет в двенадцать, когда у меня все по-взрослому было, сделал первый передатчик, за что лишился практически всех деталей. Я им перекрыл диапазон средних и дальних волн – тоже музыку все слушали. Но на пеленгаторе военные вычислили, где это все дело находится, приехали – поломали все.

- От родителей сильно тогда досталось?

Ну, да, конечно, им пришлось штраф выплачивать тогда, дело не шуточное! Вообще родители очень много в нас вложили, учили жизни дед и бабушка. Мой отец был моряком, по шесть месяцев пропадал в экспедициях. Зато когда возвращался – был настоящий праздник для всей семьи. Отец много передал мне умений, навыков, как сейчас говорят, детали мне приносил для самоделок, привил любовь к труду. Благодаря родителям навсегда усвоил формулу: работать – это первично, а все остальное – вторично. Хорошо поработал — хорошо отдохнул, принцип жизни такой. Я научился хорошо работать, но, к сожалению, не научился хорошо отдыхать.

- А в моря по примеру отца податься не мечтали?

Море! Я вырос на берегу моря, и, конечно, я о нем мечтал, бредил им. Книги о путешествиях, про подводный мир только подогревали мой детский интерес — ну как можно без моря жить? Вот эта жилка – изучать, и не давала мне покоя. Даже после восьмого класса поступил в Океанологический техникум во Владивостоке. А потом выяснилось, что там готовили обычных метеорологов, хотя и называлось громко – океанолог, а там – метеостанции…Мне исследовать надо, а я что, буду всю жизнь сидеть показатели регистрировать? Месяца два там проучился и вернулся в школу.

- Школа в маленьком селе Стародубском чем запомнилась?

Нам очень повезло с учителями. Физику преподавал молодой, увлеченный своим делом парень, Юрий Евгеньевич Канаев, все к нему тянулись, талант у него был от Бога. А так как практический интерес к железкам и технике у меня сызмальства, то мне с ним было очень просто сойтись. Пропадали мы в школе со своим учителем допоздна: все время что-то мастерили, совершенствовали. Наш кабинет стал лучшим физическим классом во всей области по техническому оснащению: полнейшее автоматическое управление, все на кнопочках, и все – своими руками… К сожалению, Юрия Евгеньевича уже нет с нами.

Естественно, что и любимыми моими предметами стали химия, физика и математика, не раз побеждал в олимпиадах областного и всероссийского уровня. Вообще-то я был одним из лучших учеников в школе, и все науки давались легко. Кроме русского языка. Мне по сочинению ставили «пять», а по русскому – «два», а в среднем выходило «три» (смеется).

Зато мог читать на старославянском языке! На чердаке у деда нашли мы старинные книги, учения божественные. А их же прятали, все это запрещено было. Дед занимался переплетами и ему часто приносили книги для реставрации. Красивые, с вензелями… Мог часами перелистывать страницы, так и научился понимать старославянскую письменность…

Хорошо помню литературный кружок, а школьная библиотека стала самым излюбленным местом. Вот мы целый день в библиотеке и пропадаем: произведения классиков обсуждаем, сценарий готовим для постановки очередной.

Школа для меня стала вторым домом. Я мог в школе пропадать до часу-двух ночи, такой центр вселенной у нас был в деревне – школа…

- Карьера ученого-физика началась когда…

Пройдя школу и армию, поступил в МГУ, но там долго не задержался. Дед мой сильно заболел, и мне пришлось оставить учебу в престижном вузе страны и переехать в Нальчик, ухаживать за ним. Перевелся в местный университет и устроился на работу на электроламповый завод, в научно-производственный комплекс, где мне, пацану сопливому, довелось принимать участие в создании первых передающих трубок для цветного телевидения — плюмбиконы. Я был наладчиком электронного оборудования и работал по тем временам с высокими технологиями: с жидким азотом, жидким гелием, с лазерами первыми на рубиновом стержне… Так получилось, что я был единственным мастером на заводе, кто мог его настраивать. Однажды взорвалась емкость, питающая лазер, и повредила его — встал весь цех. А я дотошный, научился полировать рубиновый стержень, хорошо ладил с вакуумной техникой, и восстановил эту дорогостоящую аппаратуру. Самоделкин зеленый (смеется).

Учась на первом курсе помогал директору завода с дипломным проектом — установку собирал, по напылению алмазных дисков. И эта установка до сих пор стоит в нальчикском университете.

У меня в арсенале много полезных изобретений: СЛОН (спектрометр высокого разрешения на базе перестраиваемого субмиллиметрового лазера с оптической накачкой), метод временной синхронизации фотосъемки, который используется для фотофиксации, толщиномер для сложных фигур… Много трудов по физике полупроводников и диэлектриков, физике селевых и лавинных процессов… Всего и не перечислишь! До сих пор мои разработки востребованы в науке и производстве. Имею Серебряную медаль имени Петра Леонидовича Капицы, которой награждают авторов научных открытий. Забегая вперед скажу: на защите диссертации была ремарка от научных мужей-академиков – «Он шагнул прямо в XXI век!». В моей кандидатской содержалось три докторских (смеется), а в списке литературы значилось всего 56 источников, большая часть ссылок сделана на мои же собственные исследования, так как на тот момент подобных работ не существовало в природе! Академик, ученый-физик Владимир Перель лично написал резолюцию для публикации моей первой научной статьи в «Журнал экспериментальной и теоретической физики»: «Прошу опубликовать срочно, этот сопляк утер нос жабам (так называли америк. ученых – ред.)!»

- Как же так судьба вновь Вас вернула на Сахалин?

Дед пошел на поправку, и меня так тоска заела, к морю хотелось… И я все бросил и вернулся домой. Пришел в наш пединститут, к Владимиру Семеновичу Волошину, говорю: «Вы меня помните, я тут у вас в олимпиадах участвовал? Я учиться у вас хочу!» А он: «Ну, что-то помню, а что ты умеешь делать?». Отвечаю: «Да все!». И вот он меня пытал недели две, оказалось, что знаю очень много, и меня взяли. Год проучился без документов – из Нальчика не отпускали, взяли на свой страх и риск, представляете?! Пришлось проявить невероятные способности (смеется). В 1981 году обо мне уже писали в «Советском Сахалине» в статье «От диода до диплома».

Работал лаборантом, занимался исследованиями, но и комсомол скучать не давал: отвечал за третий трудовой семестр, вторым секретарем комсомольской организации был, создал тогда первый макаренский отряд на Сахалине, педагогическую практику проходил во Всероссийском лагере «Орленок». Затем был пионерлагерь «Юный Ленинец», где руководил педагогическим отрядом. Приключений было много в пионерских лагерях, студенты, которые вместе со мной тогда работали, вспоминают, как я заставлял их правильно жить (смеется). Ночью писал план работы на следующий день, а в конце приписывал стихи, которые сочинял специально для каждого. Так во мне зарождался педагог… До сих пор старая гвардия собирается, посидеть, вспомнить, поделиться успехами. Насыщенная жизнь была в моем студенчестве!

- Игорь Георгиевич, а вот Вы сегодня больше кто: педагог, ученый или руководитель?

Я с 1978 года работаю в университете. Прошел вверх по карьерной лестнице от самых низов образовательной структуры: лаборант, ассистент преподавателя, декан, директор института, проректор. Знаю каждое звено профобразования. Я всегда читал и буду читать курс лекций по физике и информатике, какой бы пост не занимал. Эта работа со студентами не дает тебе застояться и как ученому и как педагогу. Свою педагогическую работу сочетаю с научной и общественной деятельностью, работаю над докторской диссертацией, до оформления которой за всю свою трудовую деятельность просто не доставало времени. Считаю, что нельзя разделить личность, это как цельный механизм: гаечка, винтик, шайбочка… Если раскрутить – потеряется целое.

- Скажите, портит ли людей власть?

Считаю, что многим людям вообще нельзя быть руководителями. Поговорка есть «пройти огонь, воду и медные трубы», так вот можно сдуру пройти и огонь, в воде побарахтаться и как-то по течению выплыть, а вот пройти медные трубы – нужен талант. И так часто бывает, в трубе-то и застрянешь. Еще правильно говорят: хочешь узнать человека – дай ему власть. Я власть пробовал много раз и не испортился абсолютно, двадцать пять лет работаю руководителем, так что могу это ответственно заявлять. Даже жена иногда говорит: «Хоть вид сделай, что ты начальник». Хотя, дома иногда как начальник выступаю, но боится меня только кот (смеется).

- Сегодня система профессионального образования вошла в активную фазу реформ, принят новый Закон об образовании в России. Как отразились перемены на главном вузе области?

Принцип «до основанья, а затем…» мне никогда не нравился, по той причине, что необходимо пошагово переходить от одного к другому. Нельзя рубить с плеча, ломать все. Реформировать? Да – нужно. «Внедряйте изменения или нам конец», — сказал один известный бизнесмен. Ректором вуза Борисом Мисиковым поставлена задача по расширению возможностей сахалинского профессионального образования. И эта работа в вузе идет: разработан стратегический план развития университета до 2020 года, занимаемся дистанционным обучением, впервые на Сахалине открыто политехническое образование, и мы уже готовим своих инженеров.

Следующий рубеж – реализация модели «образования в течение всей жизни», когда в стенах одного вуза осуществляется непрерывная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации на протяжении всей карьеры специалиста. Мы укрупнились, открыли новые специальности, создали современные научно-исследовательские лаборатории, переоснастили учебное оборудование, думаем над тем, как осуществлять подготовку специалистов с высшим образованием на севере Сахалина. Развивается собственная филиальная сеть. Наш проект строительства нового общежития на 800 мест был поддержан Министерством образования и науки РФ, и вошел в федеральную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкальского региона. Новый учебный корпус уже строится.

Сегодня университет занимает 76 позицию в рейтинге вузов страны, у нас хорошие показатели, студенты выдают отличные результаты на всероссийских олимпиадах и научно-практических конференциях. Наверное, еще рано говорить о каких-то прорывах, связанных с введением реформ, все идет планомерно, на все изменения работает команда лучшего профессорско-преподавательского состава Сахалинской области, и позитивные сдвиги мы уже наблюдаем.

- Игорь Георгиевич, первому островному университету в этом году исполнмлось 15 лет. Какой подарок считаете лучшим коллективу преподавателей и сотрудников в честь дня рождения?

В первую очередь хочу поздравить своих коллег – 15 лет мы все вместе создавали первый островной университет, делали профессиональное образование для нашей области доступным и качественным. Благодаря усилиям сильного профессорско-преподавательского состава университет сегодня занимает лидирующие позиции на рынке образовательных услуг Сахалинской области. Без личного вклада каждого преподавателя и сотрудника невозможно было бы сегодня говорить о том, чего достиг университет за эти пятнадцать лет. Я благодарен коллегам за поддержку всех идей и проектов руководства вуза, направленных на позитивные изменения. Мы сильная команда, у нас большой потенциал и большое будущее.

А лучшим поощрением станет повышение заработной платы, которая сейчас настолько низкая, что можно сказать, педагоги трудятся за идею. Мы все это видим и понимаем: необходимо найти новые подходы к ее увеличению. Эта задача самая непростая, и выход вижу в развитии дополнительного образования, которое уже сегодня работает и, главное, зарабатывает, и внедрения научных достижений в производство. Жить в условиях рынка непросто, и нам нужно самостоятельно думать о том, как привлечь дополнительные средства для соответствующего повышения.

Остро стоит и жилищный вопрос. У нас есть хорошая идея по строительству ведомственного жилья для наших преподавателей и сотрудников, опыт для ее реализации у меня имеется: на посту вице-мэра Южно-Сахалинска напрямую участвовал в строительстве первых домов для учителей.

Но, чтобы «дарить» такие «подарки» надо реально оценивать свои силы, а главное – возможности для осуществления проектов. Здесь важно понимать, во что обойдется реализация того или иного сценария, и минимизировать возможные риски, как экономист вам говорю. Над этим и работаем сегодня.

- И, последнее, что хочу у Вас спросить, – жизнь и карьера Игоря Минервина удалась, и есть ли какая-то формула у успеха?

- Формула банальна – всегда оставаться Человеком, именно с большой буквы, и при любых обстоятельствах. Удалась ли жизнь? Я всегда живу предчувствием праздника труда, а устремление открывает новые пути. Как я могу сказать, что все получилось, когда еще энергии хоть отбавляй, когда еще столько возможностей открыто?

Текст: «События Сахалина»

Фотографии: Николай Карнаухов

ОПРОС

Loading ... Loading ...
Просмотров: 306 | Добавил: thenever | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz