Кажется, совсем недавно мы отмечали 100-летие изобретения радио, и вот уже всё более отчётливо и крупно вырисовывается на горизонте другая для нас особо значимая дата – 80 лет с начала регулярного радиовещания в Кыргызстане.
Я сказал «особо значимая» не ради общепринятого у нас порядка придавать тому или иному событию некоторую возвышенность. Юбилей радио – это далеко не «отраслевой» праздник! Он касается всех и каждого. И тут нет ни грамма преувеличения. Из-за своего повсеместного присутствия и ежеминутного напоминания о себе радио стало неотъемлемой частью нашей жизни. Теперь это не только радиоприемник в квартире. Радиосигнал, а вернее радиопередача, распространяется теперь самыми разными способами и формами. И принимается слушателями тоже посредством разных и по возможностям, и по размерам аппаратов. Но, пожалуй, самое существенное в том, что радио может быть всегда и везде с человеком, где бы он ни находился в данное время.
Возникновение в республике радио, опять же без малейшего преувеличения, кардинально изменило образ жизни кыргызстанцев, предоставило им новые несоизмеримые возможности для всестороннего развития. Основой этого отрадного процесса стала возникшая тогда небывалая по широте и разнообразию содержания осведомленность всего населения. А она, согласитесь, всегда была и остаётся по сей день одним из решающих факторов прогресса. И вот эту позарез нужную осведомленность как раз и обеспечивало радио. Своё предназначение оно выполняло безупречно, особенно если вспомним, что количество газет, их тираж и тем более оперативность, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Что касается телевидения, то до его появления было ещё ох как далеко.
В Кыргызстане стремительно расширялась и укреплялась материально-техническая база радиовещания. Тут власти были одновременно и требовательными, и щедрыми. С политическим чутьём и пониманием значения радио у них было всё в порядке. Они не только стремились повысить действенность радиопередач, но и жёстко контролировали строительство радиоузлов, радиостанций, трансляционных сетей и т.д. В течение только 1932 года в республике было построено дополнительно к имеющимся 12 районных и городских радиоузлов. Суточный объём вещания Фрунзенской радиостудии вырос до 9 часов 30 минут, из которых 5 часов 30 минут занимали наши собственные передачи. В 1979 году в Кыргызстане работало уже 318 радиоузлов, 380 тысяч радиоточек, а проводным вещанием было охвачено 1 376 населённых пунктов. Радиопередачи велись на кыргызском, русском, дунганском и немецком языках.
Свидетельства позитивного характера можно было бы продолжать и продолжать… Однако всего не охватишь. Подвижнический труд связистов-радийщиков, к примеру, требует отдельного обстоятельного разговора. Меня всегда подмывает говорить о них с чувством глубокого уважения и признательности. Дело в том, что без них просто невозможно было бы нашим радиоголосам «дотянуться» до отдалённых районов и айылов. Сказать о работе связистов того времени, что она была сложной, значит, ничего не сказать. Из-за практической недоступности рельефа республики им приходилось делать невозможное. Не боясь упрёка в некоторой пафосности, скажу, что их работа была круто замешана на патриотизме, мастерстве и героизме. Это были предельно честные люди, профессионалы от Бога, умеющие налаживать взаимодействие и с рядовыми, и с высокими чинами. Они были широко известны в республике, об их новшествах и достижениях обстоятельно рассказывали СМИ, в том числе и всесоюзного уровня.
Из гвардейцев-связистов первых призывов в живых, увы, не осталось почти никого. Из недавних бесед с работниками Агентства связи при правительстве нашей республики я выяснил, что некоторые связисты-радийщики, которые, конечно же, моложе тех, первых, ещё сохранили порох в пороховницах и продолжают успешно заниматься своим любимым делом. Некоторые из них трудятся в связи свыше 30 лет, а есть и такие, чей стаж превышает 40 лет.
…Тот, кто первый заключил, что один в поле не воин, был, конечно же, прав, но опять же прав не абсолютно. Действительно, один воин, будь он сказочный или реальный, с 20 руками и 20 мечами, при всей своей храбрости и ловкости не сможет устоять против несметных полчищ неприятеля.
Совсем другое дело, если этому одному воину, то есть разумному человеку, любящему и болеющему за свой край, чей звучный голос способен проникать в сознание и сердца многих тысяч своих соотечественников, по силам помочь им разобраться в сути происходящего, оценить свои возможности и преисполниться убеждением правоты своего дела и непоколебимой верой в успех.
Вот тут один становится воином! Да каким!
3 июля 1941 года свыше 196 миллионов граждан Советского Союза в один и тот же час услышали по всесоюзному радио твёрдые слова: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!». При всём желании и при всех сверхсовременных способах исследования невозможно представить масштабность и мощь мобилизующего воздействия этих слов. Примеров, свидетельствующих о том, что в эфире и один человек может быть несокрушимым воином, и в прошлой, и в сегодняшней практике многие тысячи.
В моей памяти навсегда остались некоторые моменты республиканского радиовещания. В их числе и такой. В прежние годы, когда заканчивалась очередная радиопередача, наступала пауза. Это была действительно пауза в эфире, не заполняемая никакими рекламными материалами. Она разграничивала передачи, давая возможность радиослушателям «подготовиться» к восприятию следующего материала. И вот заканчивалась пауза, в эфире раздавались слова: «Конул бургула!» (Внимание!). Они произносились нашими прославленными дикторами Капаром Алиевым или Аблезимом Ниязовым, Валерием Ровинским или Валентиной Гонтарь с такой выразительностью, что тысячи кыргызстанцев невольно «навострялись», слушали важный материал и таким образом в той или иной степени становились сопричастными с государственными делами. Вообще, роль дикторов на радио в прежние годы была едва ли не первостепенной, и их блестящая когорта заслуживает отдельного обстоятельного разговора. Несмотря на то что дикторы радио в настоящее время вытеснены на студийные задворки, они многому могли бы научить нынешних ведущих, обозревателей и других штатных и нештатных работников, беспрепятственно допускаемых к микрофону.
Как в советское время, так и в последующие годы не было ни одного этапа в истории Кыргызстана, который не сопровождался бы самым активным, планомерным и всесторонним его освещением всеми имеющимися в распоряжении радиосредствами. Это и коллективизация сельского хозяйства, и индустриализация страны, это страшные и жесточайшие годы Великой Отечественной войны. Старшее поколение кыргызстанцев хорошо помнит, что радио тогда было востребовано ежедневно и ежечасно каждым взрослым человеком без исключения. Оперативную, достоверную и регулярную информацию с фронта и о событиях в тылу страны могло обеспечить только радио.
Думается, излишне подчёркивать важную роль радио в годы перестройки, период становления государственной независимости Кыргызстана и в настоящее довольно неопределённое время с непредсказуемыми последствиями.
Кстати, и само радио как органичная, не отделимая от общества структура переживает сейчас непростой период, пытаясь не только соответствовать новым процессам и событиям, но и оказывать на них позитивное воздействие. И вот эту первостепенную функцию выполнять с подобающим коэффициентом полезного действия особенно сложно. Тут и неизжитое понимание демократии как вседозволенности, и откровенное давление организаций, партий и групп, и обилие радиоголосов в республике.
Как мне сообщили в том же Агентстве связи, в Кыргызстане уже выданы лицензии на осуществление радиовещания 33 операторам, то есть частным компаниям. Их старания распространить всё дальше и дальше свой сигнал вполне понятны и находятся в правовом поле свободы печати, обеспечения гласности и прозрачности. В республике даёт о себе знать и так называемое общинное радио, чьи передачи уже выходят в ряде районов. Всё это, конечно же, должно приветствоваться общественностью, а вот республиканскому радио приходится крутиться все энергичнее, чтобы оставаться лидирующим радиоканалом в стране.
Изменение общественно-политической системы в республике, курс на укрепление парламентской формы правления страной не могли и не привели к принципиальному изменению функций радио. Наоборот. Такие его задачи, как консолидация народа, повышение его политической культуры, содействие росту экономики, борьба с коррупцией, обеспечение максимальной прозрачности в деятельности органов власти всех уровней, в расходовании государственных средств, выдвигаются теперь на первый план и должны звучать в полный голос.
Понятно, что в радиопрограммах могут и должны занимать место материалы разной тематической направленности, так же, как и те, что адресованы разным слоям населения, специалистам той или иной отрасли или слушателям той или иной возрастной группы. Принципиально важно при этом, чтобы и тот, кто держит в руках микрофон, и тот, кто стоит или сидит перед ним в студии, и в процессе записи выступления, и в ходе его монтажа не забывали о главном – о тысячах радиослушателей, об интересах и ожиданиях народа.
В противном случае весь труд творческой группы радио неминуемо будет сведен к нулю, так как незамедлительно встанет вопрос: для чего затевалась передача, какую сверхзадачу имели в виду авторы? Кыргызстанцы все больше убеждаются, что безбрежная и бессмысленная говорильня только подрывает доверие к демократии и вредит делу укрепления парламентской формы правления.
Предстоящее 80-летие радио Кыргызстана предоставляет нам замечательный повод пристальнее всмотреться и вслушаться в него, а затем поделиться своими соображениями на страницах республиканской печати и в эфире. Почему бы не вспомнить прежние способы привлечения внимания общественности к важным вопросам и не объявить месячник республиканского радио? Убежден, что будет высказано немало интересного и важного для практического использования на основном радиоканале республики.
Текст: Аркадий БИТЮКОВ, заслуженный деятель культуры.СК
Фото из архивов Союза Фотожурналистов
Поделиться: