Июль 22 2012
В Москве на Ленинских горах, на широкой площади парка, разбитого у подножия величественного здания Московского государственного университета имени Ломоносова, есть аллея корифеев отечественной науки, олицетворяющих ее славу.
У выхода из аллеи к университету, с правой стороны стоит бюст Александра Степановича Попова, гениального изобретателя радио. Он как бы прислушивается к песне, льющейся из мощного громкоговорителя, установленного над барельефом, венчающим вход в здание университета.
В это же время миллионы громкоговорителей по всей необъятной нашей стране поют ту же песню, которая раздается здесь, на Ленинских горах. Ее слушают в колхозных станах и в транссибирских экспрессах, в матросских кубриках черноморских кораблей и в санаториях на Рижском взморье.
В солнечных лучах мелькает серебристый самолет, летящий к Внуковскому аэродрому. И мы знаем, что бортрадист уже получил по радио указания о посадке.
На полярных станциях сейчас начался дневной радиообмен. Передают сводки погоды. «Эфир» наполнен голосами дикторов, музыкой, пением, дробью быстродействующих телеграфных аппаратов. Работают радиолокаторы, посылая чудодейственные очереди своих импульсов. У экранов телевизоров сотни тысяч «болельщиков» смотрят воскресный футбольный матч.
День советского радио в разгаре. И всему этому широчайшему развитию радио положил начало человек, у бюста которого остановились сейчас экскурсанты.
Экскурсовод уже успел -сообщить им, что Александр Степанович Попов родился в 1859 г. на Урале и ему было 36 лет, когда он изобрел радио.
Биография Александра Степановича Попова известна. Мы хорошо помним, что произошло 7 мая 1895 г.
Александр Степанович Попов.
Ведь в честь этого события наше Правительство установило День радио. И мы знаем другую, не менее славную дату 24 марта 1896 г., когда была осуществлена и зарегистрирована первая в истории человечества радиотелеграфная передача на расстояние в четверть километра.
Мы смотрели фильм «Александр Попов» и в нашей памяти встают события знаменитой Гогландской эпопеи, явившейся триумфом радиосвязи в первые дни нового XX в. Помним опыты Попова на Балтике и на Черном море.
Перед нами возникает яркий образ ученого-патриота А. С. Попова, работавшего не покладая рук не ради славы и наживы, а для счастья своего народа.
Александр Степанович Попов по своему образованию был ученым-физиком. Он окончил физико-математический факультет Петербургского университета (1883 г.), в то же время он был великим инженером.
В те годы электротехника была отделом физики, а специальное электротехническое образование только начиналось. Передовые электротехники формировались из числа физиков, самостоятельно изучавших приложения электричества в лабораториях, на практике и по литературе. И не случайно А. С. Попов, оставленный для подготовки к профессорскому званию при университете, переходит на службу в Кронштадтскую минную школу.
Минная школа и Минный офицерский класс, составлявшие единое целое, были первым электротехническим учебным заведением в России. Здесь были прекрасные лаборатории, значительно превосходившие университетские, здесь читал лекции учитель Попова по университету Ф. Ф. Петрушевский. В Минной школе работали многие выдающиеся русские электротехники. Здесь велась большая научно-исследовательская работа по электротехнике и магнетизму, а физический кабинет школы по праву считался лучшим в России.
Вот почему молодой ученый предпочел занятиям в университете скромную работу ассистента в Минном офицерском классе. Его влекла возможность серьезно заняться электротехникой. И вот это замечательное сочетание в А. С. Попове ученого-физика и практика-инженера позволило ему поставить на службу человечеству электромагнитные волны, создать аппаратуру, пригодную для эксплуатации, и осуществить первую в мире радиопередачу.
Замечательны также целеустремленность и упорство, с которыми А. С. Попов боролся за внедрение в жизнь своего изобретения.
Он осуществил первую в мире практическую линию радиосвязи и положил начало радиофикации русского военно-морского флота, создал первые походные армейские радиостанции и провел успешные опыты, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в артиллерии при корректировке стрельбы и для воздухоплавания.
А. С. Попов положил начало гражданской радиосвязи. Он заботился о подготовке кадров для радиотелеграфа и не только разработал программы лекций и практических занятий, но и добился того, что с мая 1900 г. в Минном офицерском классе началось преподавание радиотелеграфного дела. В 1904 г. и при Минной школе был создан особый класс радиотелеграфистов и, таким образом, осуществилось желание А. С. Попова выделить радиотелеграф в особую специальность.
Благодаря А. С. Попову впервые в России (1902 г.) началось преподавание радиотехники в высшем учебном заведении, а литографированное издание его лекций по телеграфированию без проводов, прочитанных в Электротехническом институте, было одним из первых учебных пособий по радиотехнике.
Созданием Кронштадтских мастерских по ремонту и изготовлению радиоаппаратуры А. С. Попов положил начало зарождению отечественной радиопромышленности.
Ученый-патриот, Александр Степанович Попов был и общественным деятелем. Он придавал большое значение научно-технической общественности. По его инициативе в 1893 г. в Кронштадте было создано отделение Русского технического общества, в руководстве которым ученый участвовал в течение ряда лет.
За день до скоропостижной смерти А. С. Попов должен был по уставу стать председателем физического отделения Русского физико-химического общества, на заседаниях которого не раз были заслушаны исторические доклады, связанные с изобретением радио. Избранием А. С. Попова товарищем председателя общества в 1904 г. (с переходом на следующий год председателем) русские ученые подчеркнули выдающиеся заслуги гениального изобретателя перед отечественной наукой и как бы подвели итоги большой работы А. С. Попова по пропаганде научных и технических знаний. Она началась еще в 1886 г. лекциями о новейших достижениях электротехники, которые А. С. Попов читал в Кронштадтском собрании, и продолжались до последних дней жизни ученого. На своих публичных лекциях он выступал как замечательный популяризатор, сочетая глубокое изложение предмета с исключительно блестящими демонстрациями приборов, многие из которых делал сам.
«Надо не только рассказывать о явлениях природы, но и показывать эти явления так, чтобы они запомнились на всю жизнь» говорил Александр Степанович.
После 1895 г. эта деятельность была посвящена популяризации беспроволочного телеграфа.
Великий изобретатель радио сам являлся первым пропагандистом радиотехнических знаний. Видя общенародное значение своего изобретения, А. С. Попов стремился как можно шире популяризовать достижения в области радиосвязи. Он читал публичные лекции с демонстрацией телеграфа без проводов, используя для этого аудитории учебных заведений и трибуны различных съездов. Три последние свои лекции о беспроволочном телеграфе А. С. Попов прочел на съезде учителей народных школ (август 1905 г.).
Вся эта деятельность ученого давала свои плоды. Среди естествоиспытателей, врачей, преподавателей физики, народных учителей, железнодорожных электриков и студентов, перед которыми выступал
А. С. Попов со своими лекциями, стали появляться энтузиасты новой отрасли техники.
Так в России стало зарождаться радиолюбительство.
Этому способствовали и первые описания самодельных приборов для устройства беспроволочного телеграфа. Так, например, уже в 1898 г. в «Журнале новейших открытий и изобретений» была опубликована статья «Домашнее устройство опытов телеграфирования без проводов» в которой описывались самодельные радиоприемник и радиопередатчик. Эти приборы позволяли проводить опыты радио-телеграфирования на расстояние до 26 м.
Велик жизненный путь Александра Степановича Попова, хоть и коротка была его жизнь.
Искровой телеграф, созданный его гением, был тем началом, из которого на протяжении всех последующих лет родились современные радиовещание, телевидение, радиофототелеграфия, радиотелемеханика, радионавигация и радиолокация.
Первые самодельные приборы для искрового радиотелеграфа. Слева вверхуразрядник, справа индукционная катушка; внизу радиоприемник.
Изобретение радио имело и ряд других последствий. Оно породило новую область электротехники технику токов высокой частоты и вызвало к жизни ряд электрических приборов: электронных, ионных и полупроводниковых.
«Высоким и непоколебимым памятником незабвенному изобретателю, писал через двадцать лет после его смерти В. К. Лебединский, является тот богатый всход, который дали брошенные им семена. Целая плеяда талантливых людей продолжает в нашей стране его дело».
Уже в 1907 г. в Петербурге моряки ученики А. С. Попова добиваются согласия Морского ведомства на перевод Кронштадтских мастерских в Петербург и в 1910 г. здесь начинает работать знаменитое «Радиотелеграфное депо» первый русский радиозавод, сыгравший огромную роль в борьбе за освобождение России от иностранной зависимости в области радио.
Здесь работали выдающиеся русские радиоспециалисты, продолжатели дела А. С. Попова: М. В. Шулейкин, А. А. Петровский, Н. Н. Цик-линский, И. Г. Фрейман и др.
Благодаря успешной работе этой группы ученых и инженеров корабельные радиостанции, изготовление которых начало Радиотелеграфное депо, стали поступать на суда флота. Эта группа ученых явилась тем ядром, из которого впоследствии развилось несколько школ советских радиоспециалистов, плодотворно работавших над развитием и укреплением советской радиотехники.
С «Радиодепо» было связано и начало деятельности в области радиотехники В. П. Вологдина. Еще студентом-технологом он посещал доклады и лекции А. С. Попова, увле-
Валентин Петрович Вологдин.
кался опытами по передаче и приему электромагнитных волн, изучал теорию резонанса. Окончив через три года после смерти А. С. Попова Технологический институт, инженер-технолог Вологдин начал работать на небольшом петербургском электромеханическом заводе Глебова и Ко. В ту пору «Радиодепо» еще только зарождалось на базе созданных А. С. Поповым Кронштадтских радиотелеграфных мастерских. Радиоспециалисты-моряки, по большей части ученики А. С. Попова, группировавшиеся вокруг Минного офицерского класса в Кронштадте, решилч строить радиостанции собственной системы. Для первой станции была выбрана схема ударного возбуждения.
Основной частью этой станции должна была стать машина повышенной частоты (1000 гц).
Минный офицерский класс, связанный рядом заказов с заводом, где работал В. П. Вологдин, обратился через него к хозяевам завода с предложением рассчитать, разработать и изготовить такую машину. По тем временам это был очень сложный заказ и завод Глебова отказался от его выполнения Однако, В. П. Вологдин, увлеченный патриотической идеей русских моряков-радиоспециалистов, стремившихся освободить военно-морской флот от иностранной зависимости, решил взяться за этот заказ. «Помня пословицу * смелость города берет*, пишет он в своих воспоминаниях, я попросил Глебова разрешить мне принять заказ на свой риск...».
Через полгода первый русский 200-ваттный генератор повышенной частоты, рассчитанный и сконструированный
Михаил Васильевич Шулейкин.
В. П. Вологдиным, был готов. Затем В. П. Вологдин построил более мощный генератор той же частоты на 2 КВт. После этого завод стал брать заказы на генераторы повышенной частоты для радиостанций, выпускавшихся «Радиотелеграфным депо».
Общий вид лаборатории завода РОБТиТ в 1912 г.
Ученик А. С. Попова В. И. Коваленков в 1915 г. показал делегатам съезда инженеров-электриков первую в мире опытную телефонную двустороннюю трансляцию с ламповым усилителем. Эта установка, разработанная по совету А. С. Попова в Электротехническом институте, закладывала прочную основу для дальней связи по проводам и радио. Отличная работа трансляции вызвала к ней большой интерес со стороны участников съезда. Иначе отнесся к этому начальник главного управления почт и телеграфов: узнав, что за границей таких приборов еще нет, он категорически запретил даже проведение опытов с трансляцией на линиях государственного телеграфа и телефона!
В этом штрихе мы, как в зеркале, видим то преклонение перед заграничным и пренебрежительное недоверие к отечественным специалистам и изобретателям, которое так характерно для царского строя. В стенах Электротехнического института было положено начало еще одному величайшему изобретению.
Преподаватель Петербургского электротехнического института Борис Львович Розинг получил в 1907 г. патент на «Способ электрической передачи изображений на расстоянии». К этому времени Б. Л. Розинг располагал уже десятилетним опытом настойчивых исследований в области
Борис Львович Розинг.
механических телевизионных систем. В дальнейшем мысль
о преимуществах электронного телевидения стала для Б. Л. Розинга настолько ясной, что он решительно отказался от механических систем и занялся совершенствованием лишь электронных устройств, на много лет обогнав в этом направлении мировую техническую мысль и указав ей действительно верный путь развития. 9 мая 1911 г. Б. Л. Розинг стал первым в мире радиозрителем, получив на экране электронно-лучевой трубки простейшее изображение. Слава А. С. Попова была приумножена. Наша страна трудами Б. Л. Розинга стала родиной современного электронного телевидения.
В 1914 г. на петербургском заводе РОБТиТ, в лаборатории которого работал Н. Д, Папалекси, стали изготовлять в небольшом количестве электронные лампы. Они были «мягкими», т. е. не чисто вакуумными, и работали при небольшом давлении ртутных паров. На лампах этого типа Н. Д. Папалекси в том же году осуществил радиотелефонную передачу из Петербурга в Царское село.
В пропаганде радиотехнических знаний, в продвижении радиотехники в высшую школу с первых же лет после смерти А. С. Попова большую роль начал играть Владимир Константинович Лебединский. Он на 8 лет позже
A. С. Попова окончил физико-математический факультет Петербургского университета, но был связан с А. С. Поповым общими научными интересами. В. Кебединский был участником исторического заседания Русского физико-химического общества, происходившего 26 марта 1896 г., на котором передавалась первая в мире радиограмма, и с тех пор до последних дней своей жизни стал подлинным энтузиастом радиотехники. Еще при жизни А. С. Попова
B. К. Лебединский начал глубоко изучать электромагнитные явления и распространение радиоволн. С 1901 по 1905 г. он опубликовал ряд работ по исследованию электрической искры.
В 1906 г. вышел в свет написанный В. К. Лебединским первый русский курс основ радиотехники «Электромагнитные волны и основания беспроволочного телеграфа», послуживший началом целой серии изданий, посвященных этому вопросу.
В 1910 г. В. К. Лебединский создает курс теоретической радиотехники в Петербургском Политехническом институте, а в 1911 г. редактирует сборник классических работ «Электрические колебания и волны».
В эти годы появляются и первые упоминания о радиолюбителях. Например, Михаил Александрович Бонч-Бруевич начал заниматься радиолюбительством в 1906 г. восемнадцатилетним юношей. Увлекшись радиотехникой, он построил в своей домашней лаборатории в Киеве радиоприемник и радиопередатчик по схеме А. С. Попова.
Одним из первых русских радиолюбителей был и Сергей Степанович Житковский, еще в 1909 г. на Украине построивший несколько детекторных радиоприемников, а затем собравший искровой передатчик мощностью 50 Вт, питавшийся от гальванических элементов.
Эксперименты Житковского в Жмеринке, где он служил надсмотрщиком железнодорожного телеграфа, не выходили 12 за пределы чисто любительских опытов, но все же он в 1914 г. был арестован как владелец «подозрительной» радиостанции.
Целый год длилось дознание по делу Житковского, причем жандармы старались радиолюбителя выдать за «государственного» преступника.
На суде в 1915 г. с предельной ясностью выяснилась вся несостоятельность обвинений, предъявленных Житковскому, и пришлось все дело свести лишь к отсутствию разрешения на установку радиостанции.
Только при Советской власти С. С. Житковский стал специалистом и получил широкую возможность заняться изобретательством. Работая инженером на Юго-западных железных дорогах, С. С. Житковский за десять лет внес 24 изобретательских предложения, большинство которых было реализовано и дало немалую экономию железнодорожному транспорту.
В. И. Шамшур - "Первые годы советской радиотехники и радиолюбительства".