Кто видел наклейки "OSTSPENDE"?
Занятная история развивается как раз в эти дни. Два месяца назад я получил письмо от голландца Гиди Ферхейна (Gidi Verheijen, PAoEJM), которого интересовали серийные номера на нашем приемнике Insulinde голландской фирмы Waldorp. Гиди сообщил, что собирает материалы по истории этой фирмы, находившейся в Гааге и закрытой в 1942 году.
Приемник "Инсулинде", который у наших коллекционеров имеет партийную кличку "Летучий Голландец", попал к нам от московского коротковолновика А. Шадского (UA3BW), а Александру Александровичу он достался в наследство от отца, получившего радиоприемник в конце войны как награду за службу в Штабе дальней авиации.
Внутри приемника, ниже карты мира, была приклеена овальная наклейка с немецкими надписями, явно не относившаяся к голландским фабричным деталям:
Вот эта наклейка крупным планом:
По ободку наклейки ясно читаются слова "
REICHSMINISTER FЬR VOLKSAUFKLДRUNG UND PROPAGANDA", т.е. Имперское министерство народного просвещения и пропаганды. Именно так называлось ведомство д-ра Геббельса (Paul-Josef Gцbbels).
А вот значения слова "
OSTSPENDE", написанного крупными буквами посредине, мне за пять лет никто толком объяснить так и не смог. Понятно, что речь шла о каких-то пожертвованиях для Восточного фронта, но о каких именно??
Имперский орёл, который нарисован в середине наклейки, явно должен был держать в лапах свастику, которая была тщательно соскоблена. И в самом деле, не хватало еще, чтобы сразу после войны в советской семье держали приемник с гитлеровской свастикой на крышке!
Но сама наклейка осталась на приемнике, и, как сейчас стало понятно, мы очень правильно поступили в 2005-м, когда решили сохранить эту наклейку в неприкосновенности.
Итак, послав Гиди Ферхейну снимки задней стенки нашего "Инсулинде" с серийными номерами, я решил наугад задать ему и вопрос о наклейке со словом "Ост Шпенде" (OSTSPENDE). И попал "в яблочко" --- оказалось, что Гиди давно занимается темой конфискации немцами бытовых радиоприемников в оккупированных странах Западной Европы, и хорошо знаком с историей создания и деятельности фонда "Ост Шпенде".
Он сразу же ответил мне и сообщил, что о существовании наклеек со словом "OSTSPENDE" знает, но ни одной такой наклейки "живьем" до сих пор не видел... Эта история началась осенью 1941 года, когда Гитлеру пришла в голову идея обеспечить военнослужащих и гражданский персонал учреждений Восточного фронта (т.е. воевавших на территории СССР) бытовыми радиоприемниками, чтобы они могли слышать голос далекой германской Родины. Планировалось направить на Восточный фронт от 70 до 100 тысяч радиовещательных приемников.
Реализация идеи фюрера была поручена Йозефу Геббельсу и его министерству. Вот тогда-то и был создан специальный фонд "OSTSPENDE", на средства которого планировалось закупать вещательные приемники для отправки на Восточный фронт.
У немецких производителей в конце 1941 года никаких особых излишков гражданской продукции не было. Все были загружены военными заказами и выпускали радиооборудование для Вермахта. Поэтому люди Геббельса обратили свои взоры на оккупированные территории, где была развита радиопромышленность.
Прежде всего это была Голландия с ее заводами "Филипс", но начиная с 1942 года приемники для фонда "Ост Шпенде" приобретались также во Франции и Бельгии. Ну, а в мае 1943 года немцы пошли на прямую конфискацию бытовых радиоприемников у населения Голландии и Норвегии.
В Голландии, к примеру, было конфисковано около 1 миллиона(!) приемников, из которых около 400 тысяч было роздано немецким семьям, пострадавшим в результате авианалетов союзной авиации. Не исключено, что какая-то часть этого "конфиската" перешла и в ведение фонда "Ост Шпенде".
Из Норвегии в Германию в 1943-1944 годах было вывезено более 100 тысяч конфискованных бытовых радиоприемников, так что и из этого количества что-то могло достаться "Ост Шпенде"...
Все приемники для фонда "Ост Шпенде" перед отправкой на Восточный фронт накапливались в городе Pozen (нынешняя Познань). Однако до получателей, по сведениям Гиди Ферхейна, дошла лишь 21 тысяча таких радиоприемников.
Остатки накопленного имущества попали в руки красноармейцев, вступивших в Познань 23 февраля 1945 года. Куда именно вывезли наши службы эти радиоприемники, сейчас вряд ли можно точно узнать. Но, как видно на примере нашего Waldorp Insulinde, кое-что из накопленных немцами приемников было пущено в дело. Например, на награждение особо отличившихся офицеров и генералов.
Наш голландский друг очень хотел бы обнаружить в России (точнее, на территории бывшего СССР) еще какие-то радиоприемники с наклейками OSTSPENDE.
Есть ли такие приемники в чьих-то личных коллекциях? А может, кто-то когда-то видел такие наклейки на радиоприемниках своих родственников или знакомых? Сообщите, пожалуйста...
Покажу еще раз наклейку фонда OSTSPENDE, о которой идет речь:
Высота овала 50 мм, ширина – 40 мм.
Ну, а пока суть да дело, Гиди Ферхейн написал статью про фонд
OSTSPENDE для журнала Funkgeschichte ("Функ Гешихьте" или "История Радио"). Этот журнал ежеквартально выпускает немецкое "
Общество друзей истории радио", которое сокращенно называется GFGF.
В членах GFGF всё больше немцы, их около 2 тысяч, но есть и один представитель России --- Валерий Громов, RA3CC. Ну, и Гиди Ферхейн, конечно, тоже членствует в GFGF. Вот его статья про фонд OSTSPENDE, ожидающая опубликования:
Если появится дополнительная информация о каких-то приемниках с наклейками OSTSPENDE, г-н Ферхейн, по всей вероятности, напишет продолжение своей статьи насчет фонда "Ост Шпенде".
Кстати, у Ферхейна только что вышла книга "
Das Rundfunkgerдt im Zweiten Weltkrieg in den Niederlanden" ("Вещательные приемники периода Второй Мировой войны в Нидерландах"), в которой 275 страниц и около 200 цветных фотографий. Вскоре эта книга должна появиться в библиотеке Радиомузея РКК...