© Фото: из архива Ольги Шубин
Ольга Шубин работает на Радио-4 Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации, вещающем на русском языке, с момента его основания. Насколько значимы в ее работе новые форматы и всевозможные многофункциональные технологические новинки она рассказала накануне поездки в Минск на ФЕАМ-2012.
Традиционные СМИ все больше проникают в интернет и социальные сети. И сегодня трудно сказать, кто преуспел больше: печатная или электронная пресса. Прогресс не остановить, и такое положение вещей неизбежно.
Однако с развитием интернета и социальных сетей связано кардинальное изменение медийного ландшафта: в Эстонии, как и везде, бумажные издания все больше перекочевывают в электронное пространство, зачастую покидая традиционный формат. Примерно то же самое происходит с радио и телевидением. Теперь, в принципе, можно не покупать газеты и журналы, не иметь дома радиоприемника и телевизора — все можно прочесть, увидеть и услышать с помощью компьютера. А в последнее время и компьютер далеко не всем нужен — на смену пришли сравнимые с карманными персональными компьютерами смартфоны.
Безусловно, многофункциональные инновативные навороты насыщают и облегчают жизнь. Относительно электронных СМИ, а в данном случае я представляю радиостанцию на русском языке Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации, можно сказать, что новейшие технологии систематически добавляют нам новые возможности. Это иные принципы приема и передачи звуковых и видеофайлов, принципиально иные возможности монтажа и оформления сюжетов. Это экономит время и упрощает процесс. Однако развитие стремительно набирающих популярность социальных сетей не дает возможности расслабиться, вынуждая искать самые изощренные способы сохранения и приумножения аудитории.
Эстония, возможно, и не является инфотехнологическим флагманом в мире. Но далеко опередила в этом отношении многие постсоветские страны. Факты налицо: это и так называемые "электронные заседания правительства", и возможность производить через интернет большинство гражданских процедур (заполнять налоговые декларации, отправлять запросы в госучреждения, осуществлять платежи, следить в реальном времени за наиболее важными событиями в стране, голосовать электронным путем и т.д. и т.п.).
Активными пользователями интернета являются в Эстонии более 70% взрослого населения, практически у каждого из них в доме персональный компьютер. Так вот, такое положение дел заставляет, например, электронные СМИ, направлять большую часть сюжетов на свои страницы или, по крайней мере, обращать внимание на них специальным анонсированием.
У общественно-правовых электронных СМИ — роль, отличная от целей и формата частных, а также большинства социальных сетей. Все-таки и язык, и слог хочется сохранить максимально приближенным к литературному, не опускаться совсем уж до уровня дешевых "музыкальных шкатулок" и специфического языка общения в интернете. Это вовсе не говорит о том, что общественно-правовые СМИ являются некими ретроградами: просто активное развитие интернета и социальных сетей ставит перед ними иные задачи, которые вполне успешно решаются, если судить по рейтингам и уровню авторитета этих СМИ. Поэтому главной задачей названных каналов сегодня, как и ранее, является удержание некой профессиональной планки, взвешенность и непредвзятость.
Ольга Шубин работает на Радио-4, относящемся к Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации и вещающем на русском языке, со дня основания — 1 мая 1993 года. Сначала была заведующей службы новостей, затем и сейчас является ответственным редактором. Спектр тематики передач, выпускаемых Ольгой Шубин, широк: экономика, политика, образование, культура, а также регулярные интерактивные встречи с участием ведущих специалистов определенных отраслей и премьер-министром.