Ликбез о виниле.
(продолжение)
В. Зимаков (“Z-AUDIO” Ultra-Fi
systems)
Кантеливр –
очень важная деталь звукоснимателя. Он
должен одновременно отвечать ряду
противоречивых требований – быть очень
легким, жестким и не иметь собственных
резонансов. Чем легче кантеливр, тем ниже
масса подвижной системы и тем лучше игла
следует по канавке. Поэтому в
высококачественных головках кантеливр
изготавливают из редких, даже экзотических
материалов – бора, алмаза, бериллия, титана,
керамики, сапфира. Кантеливр часто
изготовляют полым внутри и заполняют его
специальным демпфирующим материалом.
Кантеливр крепится на специальном упругом
подвесе, механические свойства которого
стабилизируются через 100-150 часов с начала
эксплуатации. Это так называемое время
приработки (break-in time), по истечении которого
улучшается звучание звукоснимателя.
5. Тонарм (Tonearm)
Бывают двух типов
– поворотные (pivoted) и тангенциальные (tangential-tracking).
Поворотные тонармы характеризуются
ошибкой следования (tracking error) . Эта ошибка
компенсируется путем поворота и смещения
части тонарма (offset) . Такие тонармы бывают в
форме буквы “J” или “S”. У современных
тонармов горизонтальный угол коррекции
составляет 20-27 град., что обеспечивает
минимальную ошибку следования. Из-за этого
смещения возникает эффект , называемый
скольжением (skating) стремящийся сместить
тонарм к центру проигрываемой пластинки.
Для его компенсации применяют специальные
механизмы антискейтинга (anti-skatting). Если
неправильно отрегулировать антискейтинг,
игла будет оказывать неодинаковое давление
на внутреннюю и внешнюю поверхности
канавки, что неизбежно приведет к
искажениям сигнала.
Казалось бы от
всех этих недостатков и проблем избавлены
тангенциальные тонармы. Но это совсем не
так. У тангенциальных тонармов значительно
больше так называемая горизонтальная масса,
которая значительно выше, чем у поворотных
тонармов, тем самым у тангенциального
тонарма очень разные моменты инерции в
горизонтальной и вертикальной плоскостях,
что неизбежно ведет к искажениям
звуковоспроизведения. У поворотного
тонарма моменты инерции если не одинаковые,
то ,по крайней мере, очень близки.
Тангенциальные тонармы гораздо более
сложны в настройке и конструкции подвеса,
требуют наличия сложной системы
сервопривода, который в свою очередь имеет
свои ошибки слежения. Единственным
решением является отказ от сервопривода и
подвес тангенциального тонарма на
воздушной подушке, что крайне дорого и
ненадежно, а также требует частого
обслуживания.
Рассмотрим
поближе поворотный тонарм. Его составными
частями являются противовес (counterweight) ,
подвес (bearing), трубка (arm tube) и головка
звукоснимателя. Одним из важнейших частей
тонарма является его подвес. Он должен
обеспечивать минимальное трение и не
влиять на перемещения тонарма.
Одновременно он должен быть исключительно
стабильным и жестким. Это достаточно
противоречивые условия и искусство
конструирования тонарма заключается в
нахождении приемлемого компромисса.
Различают так называемый gimball и unipivot
системы подвеса. Первый применяется в
гироскопах и чем-то похож на карданный
шарнир, второй похож на автомобильную
шаровую опору, только очень маленькую.
Первый тип подвеса применяется фирмой SME,
второй фирмой Graham. Трубка тонарма должна
быть одновременно жесткой, легкой ,
устойчивой к вибрациям и обладать
вибропоглащающими свойствами. Для трубки
тонармов используют различные материалы от
алюминия до карбоновых комозитов. Часто
применяют дополнительные покрытия из
различных материалов для подавления
резонансных явлений в основном материале.
Эффективная масса тонарма очень тщательно
подбирается из условия соблюдения баланса
между способностью удерживать картридж
определенной массы в квазистатическом
положении и в то же время успевать
отслеживать большие неровности и
коробления грампластинки. Неправильная
конструкция тонарма или установка
картриджа с неподходящим весом может
приводить к слабозатухающим колебательным
процессам и даже к прыганью тонарма. Такой
эффект наблюдается в недорогом тонарме RB-300
в сочетании с головками Grado. К сожалению ни
тонарм ни подвес кантеливра головки не
обладают достаточными демпфирующими
свойствами и при преодолении неровностей
покоробленной пластинки в этой системе
возникают паразитные колебания, видимые
глазом, слышимые ухом, а в критической
ситуации это приводит к перескакиванию на
соседнюю дорожку и порче пластинки. Поэтому
подбор комбинации тонарм-картридж является
очень ответственным делом и покупая
головку надо обязательно поинтересоваться,
подходит ли она к Вашему тонарму по
допустимому весу.
(продолжение
следует)
Использованы
материалы с сайта - http://www.vestnikara.fromru.com